Детский зал Иностранки: «Баллада о сломанном носе» Арне Свингена

«Баллада о сломанном носе» Арне Свинген – это внутренний монолог юноши 13 лет по имени Барт. 

Барт занимается боксом, и это не очень хорошо у него получается, но мама хочет, чтобы он был сильным и мог за себя постоять, если на него нападут грабители в тёмной подворотне. А ещё Барт любит петь. Почти всё своё свободное время он посвящает музыке: слушает в наушниках знаменитых оперных певцов, запирается в туалете, где ему никто не мешает и акустика что надо, и распевает оперные арии. 

Барт живёт с мамой в так называемом «социальном жилье», вернее в тесной и не очень чистой комнате. Мама отчаянно, но неуклюже любит сына и уже давно обещает, что скоро они переедут в нормальную квартиру, и у мальчика появятся карманные деньги. Мама страдает алкоголизмом, ожирением и диабетом, поэтому исполнить обещания у неё никак не получается. 

Сюжет повести разворачивается вокруг большого школьного концерта, в котором Барту предстоит принять участие: он должен выйти на сцену один и исполнить оперную арию перед полным залом зрителей, – этого Барт боится больше всего на свете.

Наш герой живёт в довольно страшной действительности, но принимает это с удивительным спокойствием: такая данность, другой нет, и как будто и не надо. Барт знает: «если постоянно ныть, жизнь лучше не станет». Он, как всякий творчески одарённый человек, пребывает в беспрерывной рефлексии, и это помогает ему справляться с реальностью, заложником которой он оказался. 

Арне Свинген передаёт в своей «Балладе…» движение мысли подростка с микроскопической точностью, очевидно вспоминая себя в нежном возрасте. (Тут отдельно хочется отметить филигранность, с которой выполнен перевод с норвежского Верой Дьяконовой и Анастасией Наумовой). 

Почти двести страниц (а это совсем немного) повести вмещают в себя важнейшие для подростка, формирующие его личность, события: первая влюбленность и обретение друзей, тяжкая болезнь матери и попытки отыскать отца, необходимость принимать первые взрослые решения. 

И сломанный нос, кстати, не просто так попал в заголовок: мальчишке ломает нос самоуверенный одноклассник Август, – именно этот эпизод служит поворотным моментом, точкой невозврата. Дальше маховик событий раскручивается с бешеной скоростью и приводит к неожиданной развязке. 

Одну из главных и, казалось бы, таких простых мыслей, заложенных в книге, формулирует сентиментальный школьный учитель Эгиль, организатор грандиозного школьного праздника: «Талант – это особая сила. Рано или поздно он одолеет любые препятствия». Об этом, собственно, и книга.

Главное свойство любой хорошей детской книги в том, что она не ограничивается возрастными рамками. «Баллада о сломанном носе» Арне Свинген будет одинаково интересна и детям (положим, от 12 лет) и взрослым.

«Баллада…» обошла уже четырнадцать стран мира, а скоро по этой повести на экраны выйдет фильм.

Арне Свинген. Баллада о сломанном носе. М.: Белая ворона/Albus Corvus, 2017

Публикация в ЖЖ deti_inostranki

Другие записи из блога

Черный мухомор, ручей в лесу и Невидимки. Интервью с писательницей Ольгой Васильковой

В начале 2024 года в «Белой вороне» вышла книга Ольги Васильковой «Сила черного мухомора». Это завораживающая психологическая сказка о вечной борьбе добра и зла, которая причудливым образом совмещает в себе черты кэрролловского абсурда и уютного мира муми-троллей. Мы поговорили с Ольгой о создании непростого мира книги, характерах персонажах и волшебстве.

«Любая книга для меня — повод придумать фантастические пейзажи и персонажей». Интервью со Свеном Нурдквистом

В феврале на русском языке вышла новая книга Свена Нурдквиста «Дорога домой». Это увлекательное путешествие за загадочным мирам, в которых маленький герой встречает множество причудливых персонажей, попадает в забавные ситуации, а за углом его ждут неожиданные сюжетные повороты. Мы поговорили со Свеном Нурдквистом. 

В большом сердце читателя хватит места для всех

1 декабря на ярмарке non/fictio№ 25 состоялась панельная дискуссия «Таких книг не было в нашем детстве». Это уже вторая дискуссия на эту тему, которую проводит издательство «Белая ворона». Как показывает жизнь, меняются времена, меняются люди, меняются книги, и новые вполне взрослые проблемы все чаще оказываются в фокусе современных книг для детей и подростков. Подобные беседы позволяют хотя бы отчасти увидеть, какие именно процессы происходят в современной российской детской и подростковой литературе.