Ъ-Weekend: «Естественная потребность»

«Круглый год»
Лена Андерсон, Ульф Сведберг

Текст к этой книге, впервые вышедшей в Швеции в 1983-м году, написал известный популяризатор науки и писатель-натуралист Ульф Сведберг, в переводе на русский она прошла тщательную научную редактуру, и, в общем, здесь действительно все по существу, будь это рассказ о личинках стрекозы или увлекательное повествование о спаривании пауков (где-то здесь, наверное, стоило бы предупредить, что «Круглый год» — единственная книга этого списка, ориентированная на детей постарше, лет так с шести). Но нас больше интересует художница. Лена Андерсон придумала такой жанр детской познавательной книги, в котором есть и главный герой, точнее героиня, и именно через нее мы проживаем факты из книги. Майя, героиня «Круглого года», никогда не болтает лишнего с его страниц, но мы неизбежно видим ее как увлеченного наблюдателя: то она задумчиво разглядывает паутину, то танцует со стрекозами, то, вооружившись лупой, сторожит землеройку в лесу, то ловит рыбу в пруду под дождем. Эта Майя, как и героиня других книг Андерсон, Линнея, удивительно похожа на саму художницу. Под прикрытием наблюдений за природой она на самом деле проживает на книжных страницах идеально счастливое детство. Отсутствие взрослых и постоянная близость природы становятся как будто залогом этого счастья. Самая цепляющая картинка здесь — та, где Майя в трусах и майке, резиновых сапогах на голые ноги и с зонтом сидит под дождем на мостике пруда. Она кажется манифестом настоящей свободы и близости к природе, за которую «Круглый год» готовишься полюбить больше других атласов уже не только детской, но и взрослой любовью.

«Софи в мире цветов», «Софи в мире деревьев»
Стефан Каста, Бу Мосберг

Еще одна классическая книжная серия — шведский писатель Стефан Каста известен нам, так уж получилось, по отличным подростковым романам, но слава его книг о путешествиях муравьишки Софи в мире цветов и деревьев не менее заслуженна. Отправляясь на свою исследовательскую миссию, Софи приглашает с собой читателя, напоминая взять с собой не только блокнот с карандашами и лупу с биноклем, но и термос и бутерброд. Каждому дереву и каждому цветку посвящена отдельная страница: здесь есть факты, зарисовки, заметки, задачи. Но самое главное — что Софи превращает в исследовательское приключение все то, что находится буквально под боком. Предметом изучения становятся здесь не далекие леса, а понятные и близкие береза и ель, клевер и первоцвет.

Публикация на сайте kommersant.ru