Детский зал Иностранки: «Баллада о сломанном носе» Арне Свингена

«Баллада о сломанном носе» Арне Свинген – это внутренний монолог юноши 13 лет по имени Барт. 

Барт занимается боксом, и это не очень хорошо у него получается, но мама хочет, чтобы он был сильным и мог за себя постоять, если на него нападут грабители в тёмной подворотне. А ещё Барт любит петь. Почти всё своё свободное время он посвящает музыке: слушает в наушниках знаменитых оперных певцов, запирается в туалете, где ему никто не мешает и акустика что надо, и распевает оперные арии. 

Барт живёт с мамой в так называемом «социальном жилье», вернее в тесной и не очень чистой комнате. Мама отчаянно, но неуклюже любит сына и уже давно обещает, что скоро они переедут в нормальную квартиру, и у мальчика появятся карманные деньги. Мама страдает алкоголизмом, ожирением и диабетом, поэтому исполнить обещания у неё никак не получается. 

Сюжет повести разворачивается вокруг большого школьного концерта, в котором Барту предстоит принять участие: он должен выйти на сцену один и исполнить оперную арию перед полным залом зрителей, – этого Барт боится больше всего на свете.

Наш герой живёт в довольно страшной действительности, но принимает это с удивительным спокойствием: такая данность, другой нет, и как будто и не надо. Барт знает: «если постоянно ныть, жизнь лучше не станет». Он, как всякий творчески одарённый человек, пребывает в беспрерывной рефлексии, и это помогает ему справляться с реальностью, заложником которой он оказался. 

Арне Свинген передаёт в своей «Балладе…» движение мысли подростка с микроскопической точностью, очевидно вспоминая себя в нежном возрасте. (Тут отдельно хочется отметить филигранность, с которой выполнен перевод с норвежского Верой Дьяконовой и Анастасией Наумовой). 

Почти двести страниц (а это совсем немного) повести вмещают в себя важнейшие для подростка, формирующие его личность, события: первая влюбленность и обретение друзей, тяжкая болезнь матери и попытки отыскать отца, необходимость принимать первые взрослые решения. 

И сломанный нос, кстати, не просто так попал в заголовок: мальчишке ломает нос самоуверенный одноклассник Август, – именно этот эпизод служит поворотным моментом, точкой невозврата. Дальше маховик событий раскручивается с бешеной скоростью и приводит к неожиданной развязке. 

Одну из главных и, казалось бы, таких простых мыслей, заложенных в книге, формулирует сентиментальный школьный учитель Эгиль, организатор грандиозного школьного праздника: «Талант – это особая сила. Рано или поздно он одолеет любые препятствия». Об этом, собственно, и книга.

Главное свойство любой хорошей детской книги в том, что она не ограничивается возрастными рамками. «Баллада о сломанном носе» Арне Свинген будет одинаково интересна и детям (положим, от 12 лет) и взрослым.

«Баллада…» обошла уже четырнадцать стран мира, а скоро по этой повести на экраны выйдет фильм.

Арне Свинген. Баллада о сломанном носе. М.: Белая ворона/Albus Corvus, 2017

Публикация в ЖЖ deti_inostranki

Другие записи из блога

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». Мы долго думали и обсуждали, но в конце концов решили, что конкурс должен продолжаться — особенно сейчас, когда привычный мир расползается на глазах, когда стресс зашкаливает, а мнения поляризуются. Мы выбрали тему «Мир и мир»: это и внешний мир, и внутренний мир каждого из нас, и мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». В этом году мы выбрали тему «Мир и мир»: внешний мир,  внутренний мир каждого из нас,  мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то»

В сложившейся ситуации нам кажется важным говорить с детьми и подростками о войне и разделять их чувства, помогать переживать эмоции. Публикуем отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то». Нам кажется, в нем очень хорошо показано, что чувствуют люди в стрессовой ситуации, как по-разному ведут себя в случае опасности.