Ян Паул Схюттен – голландский писатель и популяризатор науки, автор более тридцати книг для детей и подростков. Русскоязычным читателям он известен по двум своим книгам: «Девочка в золотом платье», которая посвящена истории картины Рембрандта «Ночной дозор», и «Ты – это твой мозг», написанной в соавторстве с нейробиологом Диком Сваабом. Корреспондент «Папмамбука» встретился с Яном в Москве на майском фестивале «Политех», где писатель представлял свою новую научно-популярную книгу с интригующим названием «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила».
– Ян, как вы считаете, можно ли сказать, что научно-популярные книги сегодня потеснили научную фантастику?
– Научно-популярный жанр и фантастика – это совершенно разные «существа». Но благодаря СМИ научпоп в наше время стал гораздо популярнее. Проведение многих экспериментов стало более доступным, возможным не только для специалистов, но и для обычных людей, а это способствует увеличению интереса к науке – когда ты можешь не только прочитать о чем-то, но и увидеть, проверить, как это работает.
– Популяризация науки всегда была очень важным делом. Но наука меняется, становится сложнее. Изменились ли в связи с этим задачи популяризаторов?
– Задачи не изменились, но изменились мы сами. Мы стоим на плечах друг у друга. Оглядываясь назад, можно сказать, что многие прежние популяризаторы, на наш современный взгляд, кажутся наивными и смешными. Но мы учимся друг у друга и становимся умнее.
– Можно ли рассказывать о сложной современной науке детям до семи лет? Или темы разговоров с маленькими детьми не изменились с прошлого века?
– Дети тоже изменились, они отличаются от тех детей, что были раньше. Когда я начал читать лекции десять лет назад, дети были другие. Чем они отличаются от нынешних? Сегодня дети взрослеют быстрее, они раньше начинают вести себя как взрослые. Это наглядный пример эволюции за одно поколение.
– А изменились ли детские вопросы за десятилетие?
– Нет, но изменилась их реакция на ответы. Недавно у меня была лекция в Голландии для одиннадцатилетних детей. Узнав, что речь пойдет о детских книгах, они поначалу были разочарованы, как будто им, взрослым, о детском слушать скучно. Но через пять минут они все-таки заинтересовались. И так происходит на многих встречах с современными детьми.
– Чем сейчас проще заинтересовать детей? Что их интересовало раньше и что больше интересует сейчас?
– Существуют какие-то основные вопросы, которые всегда есть у любого ребенка ‒ XIX-го ли века, XX-го ли, 2016 года – не важно. Например, происхождение жизни, рождение человека. Но, конечно, есть и другие вещи, которые интересуют современных детей. Генетика, человекоподобные машины, «большой взрыв» – появилось множество тем, о которых десять лет назад говорили, в основном, специалисты. А сейчас о них слышал любой интересующийся ребенок. Темы меняются, книги меняются. Мы, писатели, работая для детей, должны понимать, какая форма подачи материала им понравится, будет интересной. «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила» пятьдесят лет назад не считалась бы хорошей детской книжкой, зато для современных детей она получилась, я считаю, подходящей. Сейчас нужно передавать сообщения с помощью смешных картинок, всяких интересных штук. Такие книги больше нравятся и лучше воспринимаются детьми. Потому что современные дети не хотят знать всё, они хотят знать всё самое интересное.
Да и писатели тоже меняются со временем.
– Есть ли какие-то темы, о которых вы не стали бы рассказывать детям?
– Конечно, есть некоторые естественные табу. Еще есть темы, которые могут пугать детей. Сейчас я пишу книгу о будущем. В ней я оставил без внимания некоторые актуальные вопросы, которые могут испугать детей, сейчас им совсем необязательно это познавать. Например, я не стал рассказывать о том, что если люди продолжат так же распространяться по Земле и будет увеличиваться плотность населения, то могут начаться эпидемии. Это вполне возможный сценарий будущего. Но нет необходимости пугать детей. Во всяком случае, я предпочитаю писать о положительных моментах, например о том, как медицина становится лучше. Но я не стараюсь избегать сложных тем. В книге «Загадка жизни» я рассказал о загрязнении окружающей среды и избыточном рыболовном промысле. Есть такие темы, относительно которых у меня нет никаких надежд. Например, истощение рыбного мира. Эта катастрофа происходит прямо сейчас. На планете есть места, где уже не осталось абсолютно никакой рыбы. Люди глупы.
– Нужно ли иметь какой-то читательский багаж для того, чтобы рассказывать о науке? И важно ли быть читателем для того, чтобы делать открытия?
– Да, отвечаю на оба вопроса. Везде есть дети, которым вообще не нравится читать. Есть способ заинтересовать их чтением – давать им не художественную литературу, а нон-фикшн. Эти книги, как правило, можно читать с любой страницы, на каждой будет что-то интересное. Нон-фикшн поможет детям начать читать легче и с удовольствием. И, возможно, им понравится читать, и они будут читать больше, а потом переключатся на художественную литературу.
Книга помогает узнать что-то об интересующей тебя теме, это начало для того, чтобы стать ученым.
Одна из задач книги – заставлять человека думать. Невежество – это страшно. Большинство религиозных террористов становятся такими от невежества. Если бы они знали с детства, что есть иное мнение, чем дословное понимание религиозного текста, это могло бы сделать мир лучше.
В своей новой книге я пишу о том, почему так глупо курение. Если один из ста читателей не начнет курить благодаря моей книге, это может спасти много жизней.
– Как вы относитесь к тому, что теория эволюции и теория божественного происхождения жизни расходятся? Какая теория вам самому ближе?
– Я много пишу о Боге, но ответа на этот вопрос не знаю, я все еще ищу ответ. Я верю в эволюцию, но что было причиной «большого взрыва»? Был ли это Бог? Я пытаюсь найти ответы для себя и когда найду, поделюсь ими в книге.
Беседу вела Алёна Васнецова
Фото Галины Соловьёвой