Папмамбук: «В ожидании автобуса»

Книжка-картинка знаменитого шведского писателя Свена Нурдквиста «Лиза ждет автобуса», переизданная в издательстве «Белая ворона», – одна из тех книг, которую дети понимают лучше, чем взрослые. На взгляд взрослого, в этой книге совсем ничего не происходит: несколько человек случайно встретились на автобусной остановке, а автобус задержался. Больше того, взрослых эта история может даже раздражать, ведь опоздавший автобус спутал все планы героев. А дети-читатели 5‒9 лет от этой книги в восторге.

Фотогалерея

Маленькая девочка Лиза и ее мама собрались в город, чтобы сходить в кукольный театр (театр – штука интересная, кто бы спорил). Они ждут автобуса на остановке. Вскоре к ним присоединились: мужчина по имени Сёдерквист с суточным запасом бутербродов и газировки, старушка Агда с гуслями, воспитатели детского сада Ханна и Йенни с говорящим глупости попугаем и подросток Юхан с солдатами-монстрами.

Автобуса не было полчаса, и за эти полчаса чего только ни случилось. Агда сыграла половину своего репертуара, Сёдерквист расправился с бутербродами, а Юхан и Лиза успели сделать свистульки из травинок, измерить рулеткой скамейку, попрыгать на одной ноге «с подвывертом», попробовать на вкус крошечные цветочки и понаблюдать за восхитительным жуком – «жук отливал золотом, хотя был зеленого цвета».

Кажется, взрослые временами испытывали неловкость от вынужденного совместного пребывания на остановке. Лизиной маме вовсе не хотелось слушать «песню о молчаливом томлении сердца» или пронзительный писк травяных свистулек, Ханна и Йенни не могли унять разговорившегося попугая, а «Сёдерквист ходил туда-сюда и пинал одуванчики». Но дети! Дети, предоставленные сами себе, были счастливы.

Эта книга похожа на маленькую документальную ленту: камера переходит от одного персонажа к другому, и вдруг – панорамный кадр с высоты птичьего полета: «Жара плотной пеленой укрывала поля. Тишину нарушало лишь пение жаворонков. По тропинке перед ними попрыгала сорока и улетела». А потом так же неожиданно – макросъемка карабкающегося по пальцу жука, зеленого, с золотистыми подкрылками…

Наконец появился автобус. Вся компания немедленно села в него (Сёдерквист без бутербродов не поехал) и поспешила по своим делам. Лиза и ее мама отправились в город, хотя на спектакль они уже опоздали. Последний эпизод в книге в высшей степени кинематографичен. Девочка смотрит из окна автобуса, а мы видим то, что происходит в воображении ребенка: зеленый жук забрался вверх по руке, а потом улетел…
papmambook-lisa7

За чтением этой книги понимаешь, что у детей особое ощущение времени. Они способны очень остро переживать конкретное событие, полностью отдаваясь моменту, и неожиданно выпадать из потока жизни, переносясь в собственные фантазии.

Мой восьмилетний сын подвел итог моим размышлениям. На вопрос, о чем эта книга, Федор сказал так: «Сначала взрослые ждали автобуса, а Лиза нашла жука. Потом автобус пришел, а Лиза думала о жуке». Кажется, автобус здесь вообще не причем…

Ксения Зернина

Публикация на сайте papmambook.ru

Другие записи из блога

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». Мы долго думали и обсуждали, но в конце концов решили, что конкурс должен продолжаться — особенно сейчас, когда привычный мир расползается на глазах, когда стресс зашкаливает, а мнения поляризуются. Мы выбрали тему «Мир и мир»: это и внешний мир, и внутренний мир каждого из нас, и мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». В этом году мы выбрали тему «Мир и мир»: внешний мир,  внутренний мир каждого из нас,  мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то»

В сложившейся ситуации нам кажется важным говорить с детьми и подростками о войне и разделять их чувства, помогать переживать эмоции. Публикуем отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то». Нам кажется, в нем очень хорошо показано, что чувствуют люди в стрессовой ситуации, как по-разному ведут себя в случае опасности.