Папмамбук: «Всмотрись, прислушайся, дотронься!»

Весной пробивается зеленая травка и появляются молоденькие клейкие зеленые листочки. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой все покрыто снегом… Каждый ребенок с детсадовского возраста должен знать признаки времен года. Иногда кажется, что нет ничего скучнее – в силу «хрестоматийного» характера этих сведений. Вся эта сезонность странным образом почти не соотносится с жизнью самого ребенка. А унылый перечень «объективных признаков» отсылает к стандартным описаниям природы, которые и «дрессированные» советские дети норовили при чтении пропустить. Чего уж ждать от современных, с их скоростным режимом потребления художественного… И тут появляется книжка с самым что ни на есть «хрестоматийным» названием «Круглый год», но «шведского производства». Может, шведы умеют делать что-то особенное?

В отечественной детской литературе существует традиция – рассказывать детям о приключениях взрослого в природе, о том, что взрослый увидел и пережил. Эти рассказы могут быть очень интересными и познавательными, поражать эпичностью и экзотичностью. И это отдельный важный жанр. Но если иметь в виду реальный, «здешний» интерес ребенка к природной жизни, нужен еще какой-то способ рассказывать об этом, увязанный с детским опытом.

В последнее время на нашем книжном рынке стали появляться книги, не только «повествующие» о природных явлениях, но и «открывающие» детям глаза и уши. Если вот так слушать, если вот так смотреть, если вот так касаться, то можно обнаружить совершенно захватывающие явления.

В книге Ульфа Сведберга и художницы Лены Андерсон «Круглый год» именно такой подход и реализуется. В целом структура «энциклопедии сезонных изменений» здесь сохраняется: «дневник» каждого времени года начинается с зарисовки сезонных изменений в жизни растений и животных, затем следуют познавательные «прогулки», описание важных природных явлений… Но как обо всем этом рассказывается!

В книге есть герой-рассказчик – девочка Майя. Важно, что герой-рассказчик – ребенок. Это значит, мы будем следить за происходящим с высоты ее роста и с помощью доступных ребенку наблюдательных средств.

Хотя, конечно, Майя – не совсем обычный ребенок. Это такой «ботаник» в прямом и переносном смысле слова ‒ уж очень много она знает и может объяснить! Хотя у нее есть и слабости ‒ например, в виде аллергии на цветение. К тому же, Майя носит очки. Правда, в данном случае они играют роль не только «говорящей детали», которая подчеркивает книжную эрудированность Майи. Это еще и своеобразная метафора усиления зрения. Майя внимательно рассматривает окружающий мир. Авторы книги то и дело показывают нам, на что она смотрит и как. В одном случае она просто очень внимательно вглядывается, в другом – использует бинокль (или подводный бинокль), в третьем – разглядывает что-то с помощью лупы… И эти ее действия при желании можно повторить!
papmambook-kruglyj-god

Но зрение – не единственный «канал» поступления информации, которым пользуется Майя. Она еще и слушает, а также трогает и берет в руки (фу-фу-фу!) «всякую гадость» – лягушек, кузнечиков, даже червяков. Это, конечно, очень к ней располагает. Детям так часто хочется ощутить окружающий мир на ощупь! И, вопреки усилиям взрослых, они довольно долго лишены избыточной брезгливости.
papmambook-kruglyj-god2

Конечно, «конструктивная» познавательная активность Майи довольно сильно превышает возможности среднестатистического ребенка. У этой девочки почти «волшебные» способности. Но такое преувеличение совершенно не лишает ее обаятельности и не мешает читательскому доверию. Ведь Майя – «героиня» книги.

В этом качестве она сама себе задает вопросы и «делится» с читателем добытыми откуда-то ответами: что находится под корой дерева, откуда берутся шишки, что едят лягушки, что происходит внутри семечка, больно ли червяку, когда его насаживают на крючок, куда деваются опавшие листья – и т.п. И еще подробно описывает, как читатель может некоторые из этих сведений проверить, как может провести тот или иной опыт и какую технику безопасности при этом надо соблюдать.

Кстати, отстаивая важность тактильного способа исследования, авторы в каждом конкретном случае оговаривают «условия его применения»: нужно иметь в виду такие-то опасности, не стоит делать так-то, потому что это причинит вред животному или наблюдателю, и т.п. В книге даются и советы по поведению в экстремальных ситуациях: как вести себя, если увидишь змею; как облегчить боль от укуса жалящего насекомого; как собирать в лису ягоды, чтобы не отравиться.

Поскольку Майя – натуралист и наблюдает за изменениями в природе и поведении животных, ее взгляд далек от привычного сюсюканья по поводу вполне условных «милых зверюшек». А «настоящие» животные не только двигаются, едят и «чирикают», но и оставляют следы, в том числе в виде экскрементов. Следы на снегу, обгрызенные шишки и какашки – равнозначные свидетели существования живых существ, их жизнедеятельности. Естественно, Майя не может не столкнуться и с таким важнейшим природным явлением как размножение живых существ. Собственно, это главное событие природного мира – и у растений, и у животных. Поэтому в книге без всякого ханжества употребляются слова «спаривание», «яйцеклад», «оплодотворение икры». Но все эти сведения воспринимаются в контексте книги очень органично и носят характер естественнонаучной справки.
papmambook-kruglyj-god3

Узнавание природы и сближение с ней предстает в книге как захватывающее и полное неожиданностей приключение. О том, что это путешествие имеет строго выверенный «научный характер», можно даже и не говорить.

Притом что познавательный материал в книге весьма объемный, а повествование очень содержательное, художник иногда позволяет себе «мягкий юмор» (например, иллюстрируя «взаимоотношения» натуралистки Майи с жалящими насекомыми или ее эмоции, связанные с открытием гастрономических свойств лесных растений).

«Круглый год» совсем не обязательно читать подряд, страницу за страницей. С маленькими детьми (лет с четырех) можно просто смотреть картинки и своими словами описывать то, что на них изображено (при этом взрослому, конечно, имеет смысл поглядывать на текст). Со старшими дошкольниками книгу можно «обчитывать» местами, увязывать чтение с сезонами или выбирать те фрагменты, которые вдруг заинтересовали ребенка.

А для ребенка в возрасте начальной школы эта книга станет замечательным проводником в мир живого.

Марина Аромштам

Публикация на сайте papmambook.ru

Другие записи из блога

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». Мы долго думали и обсуждали, но в конце концов решили, что конкурс должен продолжаться — особенно сейчас, когда привычный мир расползается на глазах, когда стресс зашкаливает, а мнения поляризуются. Мы выбрали тему «Мир и мир»: это и внешний мир, и внутренний мир каждого из нас, и мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». В этом году мы выбрали тему «Мир и мир»: внешний мир,  внутренний мир каждого из нас,  мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то»

В сложившейся ситуации нам кажется важным говорить с детьми и подростками о войне и разделять их чувства, помогать переживать эмоции. Публикуем отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то». Нам кажется, в нем очень хорошо показано, что чувствуют люди в стрессовой ситуации, как по-разному ведут себя в случае опасности.