«Вербукля»: «Дети стеклодува» Марии Грипе

Что такое красота? Может ли любовь быть разной? Что такое счастье? Почему люди бывают несчастны именно рядом с самыми близкими людьми? Что такое память? Что такое добро и зло? Как могут они сосуществовать в мире? Как люди могу обманываться? Все эти вопросы кажутся слишком сложными и даже скучными для детской книги, читательская рекомендация которой «для среднего школьного возраста». Но книга шведской писательницы Марии Грипе «Дети стеклодува» в очередной раз подтверждает очень популярный сейчас тезис о том, что нет таких тем, на которые нельзя говорить с ребёнком.

Это философская сказка о … жизни, человеке и красоте. По форме она вполне традиционна: бедная семья, мечтающая о лучшей жизни для детей мать и отец, обожающий свою работу стеклодува, которая, несмотря на талант, не приносит большого дохода. Однажды на ярмарке их дети пропадают…

Здесь есть гадалка, лунный свет, мудрый ворон, Город желаний, в который можно попасть только по Реке забвения. Это мрачный, но при этом оптимистичный и очень красивый рассказ о борьбе добра со злом, о которой рассказывают все сказки. Реальность в этой книге тесно переплетается с волшебством, магией, фантастикой. Вместе они создают необыкновенный очень тёмный и частый узор, от которого невозможно оторваться. Как будто ты смотришь в бездну и ждёшь, что каждое мгновенье из неё может вырваться нечто пугающее, что-то о чем ты догадываешься, что как будто представляешь, но с чем ты никогда не встречался. Читая, одновременно хочешь узнать, что же будет дальше, и иногда боишься перевернуть страницу. Способность автора создать подобные чувства у читателя восхищает во многом потому, что одна из основных идей этой сказки — Будь осторожен со своими желаниями. Автор не играет с читателем, не задаёт ему каких-то загадок. Через своих героев он говорит прямо. Книга полна мудрых мыслей, которые можно разбирать на цитаты. И что очень важно, говоря с юным читателем, Мария Грипе находит верную интонацию, одновременно лишённую назидания и морализаторства, но позволяющую выдавать уже готовые истины — «сказка ложь, да в ней намек...». Я считаю, что именно такой ненавязчивой, волшебной, немного пугающей и мудрой должна быть хорошая детская книга.

Ну и поскольку никто не расскажет о книге лучше, чем сама книга, то вот несколько особенно полюбившихся цитат:

«Никто не понимал его, а он просто-напросто чувствовал, что самое красивое часто бывает самым хрупким».

«Прекрасно, когда видишь светлую сторону жизни, но по-настоящему мудр тот, кто видит жизнь с обеих сторон».

«В меру быть мудрым для смертных уместно, много лучше не знать».

«Надежда есть, чудеса случаются, так было и будет всегда!».

«Желания почти всегда сбываются, — сказала Флакса. — Но мы часто не понимаем, когда и как это происходит. И наши собственные желания порой оборачиваются против нас. Нельзя сегодня мечтать о том, что не сможешь принять завтра. Важно помнить об этом всегда».

Отдельно нужно отметить иллюстрации Виктории Поповой, которые очень точно передают и во многом создают атмосферу книги.
verbuklya-deti-stekloduva3

Другие записи из блога

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». Мы долго думали и обсуждали, но в конце концов решили, что конкурс должен продолжаться — особенно сейчас, когда привычный мир расползается на глазах, когда стресс зашкаливает, а мнения поляризуются. Мы выбрали тему «Мир и мир»: это и внешний мир, и внутренний мир каждого из нас, и мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». В этом году мы выбрали тему «Мир и мир»: внешний мир,  внутренний мир каждого из нас,  мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то»

В сложившейся ситуации нам кажется важным говорить с детьми и подростками о войне и разделять их чувства, помогать переживать эмоции. Публикуем отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то». Нам кажется, в нем очень хорошо показано, что чувствуют люди в стрессовой ситуации, как по-разному ведут себя в случае опасности.