Папмамбук: Как становятся сказочниками

Папмамбук Как становятся сказочниками (5)

За свою более чем полувековую литературную жизнь Софья Прокофьева подарила детям множество замечательных сказок. По мотивам ее книг созданы мультфильмы, кинофильмы и спектакли. Софья Прокофьева является лауреатом Почетного диплома Международного совета по детской книге (IBBY) и награждена престижными международными премиями, которые вручаются писателям и киносценаристам.

О Софье Прокофьевой, о ее книгах и о том, как воспринимают их современные дети, рассказывает Ксения Белькевич, руководитель детской студии «Сказка выходного дня» при Государственном литературном музее.

Когда мы произносим слово «сказка», нам сразу представляются разные волшебные существа и предметы, прекрасные принцессы, отважные герои и злые колдуны. Вот об этом волшебном мире мы и решили рассказать на очередной выставке нашего музея из цикла «Авторская сказка ХХ века».

Наша экспозиция сделана на основе пяти сказок Софьи Прокофьевой, действие которых происходит в условной старинной Европе: «Астрель и хранитель леса», «Лоскутик и Облако», «Глазастик и ключ-невидимка», «Босая принцесса», «Тайна хрустального замка» и еще не изданная сказка «Три наследницы».

Попадая на выставку, дети проходят через сказочные ворота. В зале их встречают замечательные иллюстрации к книгам Софьи Прокофьевой: сложные и одновременно удивительно легкие рисунки Геннадия Калиновского, мягкие, как бы отражающие солнечный свет рисунки Александра Кошкина, готически-страшные — Игоря Олейникова и кружевные, хрустально-звенящие — Анны Моргуновой. Работа по отбору иллюстраций была долгой и кропотливой. Сказки Прокофьевой иллюстрировали многие замечательные художники. Мы старались выбрать вместе с художниками наиболее интересные работы, самые волшебные сюжеты.

Пройдя по сказочной галерее, наши посетители попадают в гости к самой сказочнице — в ее семью, ее детство. Все представленные фотографии, книги и рукописи — из личного архива писательницы (Софья Леонидовна очень тепло отнеслась к идее выставки и активно участвовала в ее подготовке).

Софья Леонидовна родилась 14 мая 1928 года в семье художника Леонида Евгеньевича Фейнберга и музыканта Марии Ивановны Коровиной. Детство писательницы прошло в атмосфере трепетного отношения к искусству, что в дальнейшем определило всю ее жизнь.

Папмамбук Как становятся сказочниками (2)

В последних классах школы Соня стала писать стихи, представляя себя в будущем только поэтом. Однажды, назвавшись другим именем, она добилась встречи с Борисом Пастернаком, чтобы узнать мнение мастера о своих стихах. Поэт стихи одобрил.

Однако путь в Литературный институт был закрыт: стихи о свободе, искренности, о вечных человеческих ценностях приемная комиссия не могла бы принять по идеологическим соображениям. В лучшем случае они были бы отвергнуты с сухой формулировкой «не соответствует требованиям приемной комиссии». Но в то время последствия вполне могли быть и куда более тяжелыми.

Отец Софьи был художником-живописцем, но для заработка занимался прикладным искусством — монументальной скульптурой, книжной иллюстрацией. Однажды Леонид Евгеньевич увидел, как его дочь что-то рисует на листочке бумаги. Взглянув на рисунок, он сказал: «А давай-ка попробуем…» И буквально за несколько месяцев подготовил Соню к экзаменам в Суриковский художественный институт. Училась она вполне успешно, и, получив диплом, стала работать как художник-иллюстратор.

Как же случилось, что поэт, учившийся на художника, в итоге стал детским писателем? У Софьи Леонидовны родился сын Сергей. Молодая мама читала своему ребенку сказки, а потом начала придумывать и записывать новые истории на ходу. Но давнее увлечение поэзией снова дало о себе знать, и первыми были изданы все-таки ее стихи для детей, вошедшие в книгу «Кто лучше?» (1957 г.).

После выхода этой книги Софья Прокофьева оставила иллюстраторскую работу и начала серьезно заниматься детской литературой. С начала 1960-х годов одна за другой стали появляться ее книги: «Маша и Ойка», «Приключения желтого чемоданчика», «Не буду просить прощения», цикл сказок про волшебника Алешу…

Папмамбук Как становятся сказочниками (4)

Сегодня эти и многие другие сказочные повести Прокофьевой читаются как абсолютно современные, независимо от того, о ком в них рассказывается — о советском школьнике или о принцессе с золотыми волосами.

Например, в сказке «Глазастик и ключ-невидимка» описана страна, в которой король отнимал у своих подданных улыбки. Переставая улыбаться, эти люди становились все легче и прозрачнее. Они становились такими легкими, что даже не оставляли следов на снегу. Они боялись, что ветер унесет их рано или поздно в бесконечный полет. Возможность летать в небе, как птица, — разве это не всегдашняя мечта человека? Но герои сказки Прокофьевой почему-то боятся этого. Вечный полет здесь — образ забвения, смерти. «Почему это так? Что может произойти с человеком, если он перестанет улыбаться?» — спрашиваем мы детей. И они отвечают: «Если все время ходить в плохом настроении, с тобой никто не будет общаться, будешь себя плохо чувствовать, будешь бледным, некрасивым, заболеешь и умрешь». Они, конечно, преувеличивают, но так образ становится понятен.

Сказки Прокофьевой очень разнообразны, насыщены яркими, сильными образами. И мне кажется, мы подготовили достойную программу занятий к выставке сказочницы. Даже очень деловые папы, которые приводят детей на занятия, частенько не выдерживают, отрываются от своих ноутбуков и присоединяются к ним. Из медной проволоки и бус дети делают ключи волшебника Алеши, моделируют из тканей средневековые наряды и даже снимают кино по сказкам Прокофьевой. Все фильмы мы выкладываем на сайт музея и в социальные сети.

Папмамбук Как становятся сказочниками (1)

В прокофьевских сказках — даже по меркам современного кинозрителя, избалованного спецэффектами, —захватывающие сюжеты, которые до самого конца удерживают внимание читателей всех возрастов. Вот, казалось бы, я уже взрослая, а ведь сижу и переживаю — что же произойдет дальше? И родители, которые приводят к нам в студию своих детей, читают сказки дома вместе с ними. Просто так, для удовольствия. Были случаи, когда семьи брали задание заранее, за два месяца до начала занятий, чтобы успеть разобрать сказку с ребенком.

Честно говоря, пока не началась работа над выставкой, мы не знали, что сказки Софьи Прокофьевой настолько популярны. Но, оказалось, что практически все, кто к нам ходит, — фанаты ее сказок. Для нас это стало приятным открытием. А для наших посетителей выставка оказалась долгожданным подарком.

Материал подготовили Юлия Шевелкина и Соломон Шлосман

Публикация на сайте papmambook.ru.

Другие записи из блога

Черный мухомор, ручей в лесу и Невидимки. Интервью с писательницей Ольгой Васильковой

В начале 2024 года в «Белой вороне» вышла книга Ольги Васильковой «Сила черного мухомора». Это завораживающая психологическая сказка о вечной борьбе добра и зла, которая причудливым образом совмещает в себе черты кэрролловского абсурда и уютного мира муми-троллей. Мы поговорили с Ольгой о создании непростого мира книги, характерах персонажах и волшебстве.

«Любая книга для меня — повод придумать фантастические пейзажи и персонажей». Интервью со Свеном Нурдквистом

В феврале на русском языке вышла новая книга Свена Нурдквиста «Дорога домой». Это увлекательное путешествие за загадочным мирам, в которых маленький герой встречает множество причудливых персонажей, попадает в забавные ситуации, а за углом его ждут неожиданные сюжетные повороты. Мы поговорили со Свеном Нурдквистом. 

В большом сердце читателя хватит места для всех

1 декабря на ярмарке non/fictio№ 25 состоялась панельная дискуссия «Таких книг не было в нашем детстве». Это уже вторая дискуссия на эту тему, которую проводит издательство «Белая ворона». Как показывает жизнь, меняются времена, меняются люди, меняются книги, и новые вполне взрослые проблемы все чаще оказываются в фокусе современных книг для детей и подростков. Подобные беседы позволяют хотя бы отчасти увидеть, какие именно процессы происходят в современной российской детской и подростковой литературе.