«Если однажды ты невзлюбил школу, то потом уже сложно увидеть в ней что-то хорошее»

Соня сидит у окна, рисует в планшете, слушает рок.
В наушниках — музыка, вокруг — урок.
Учитель делает вакуум, чертит меридианы, правит Спартой —
Но Соня — подданный лишь собственной парты.

Вокруг — система, на дверях — замок. Подруги не в моде, одиночество — ок.
И впрямь, зачем это всё, если можно одной? Разобраться сначала б с своей
головой.
Но вот у Сони в руках карандаш — иначе никак. И Соня рисует, рисует, рисует
этот вечный бардак…

У Сони нет друзей, только наушники и планшет. К окружающему миру Соня относится с недоверием. Неизвестно, что произошло с Соней, но сейчас она смотрит на мир сквозь замочную скважину. «Она спряталась в наушниках, музыка её щит, что бы ни случилось — музыка защитит». Ведь лучше заранее спрятаться в свою ракушку, чем ждать, когда в тебя прилетит очередной удар, правда же? Пусть оттуда не видно почти ничего. И вот Соня сидит — и рисует тот мир, чьи искажённые отголоски доносятся до неё через стенки ракушки.

Если однажды ты невзлюбил школу, то потом уже сложно увидеть в ней что-то хорошее. Даже если к седьмому классу одноклассники стали нормальными людьми, а предметники оказались клёвыми учителями. От привычки скучать не спасут ни меридианы на мандаринах, ни битвы на уроках истории — только собственное решение что-то изменить. Это сложно. Для этого нужно к каждой вещи, уроку, человеку относиться, как будто видишь их в первый раз — каждый день. И это история про то, как у Сони получилось.

Картинки и текст неотделимы друг от друга даже больше, чем в большинстве комиксов. Если обычно иллюстрации лишь следуют тексту или дополняют его тем, что нельзя сказать словами, в «Соне…» художник — полноценный со-рассказчик, постоянно вставляющий в Сонин рассказ собственные, визуальные фразы. Алексей Олейников жонглирует словами, Тимофей Яржомбек вторит ему картинками. Разговор, перекличка, игра. Игра друг с другом — и с читателями.

Игра — это всегда две вещи: правила (они же — ограничения) и возможность в любой момент из игры выйти. Алексей ограничивает себя стихотворной формой текста. Тимофей — тремя цветами. Читатель — решением прочитать книжку. Каждый может из этой игры выйти. Перестав писать, перестав рисовать или захлопнув книжный том.

Но почему-то все продолжают играть.

А если все продолжают играть — значит, книжка получилась хорошей. Захватывающей. Попавшей в проблемы своего времени. И впрямь — я знаю как минимум трёх таких Сонь. А скольких знаете вы?

Настя Галкина, участница книжного клуба «В смысле?»

Литературный конкурс «Белой вороны» — III сезон

Мы объявляем третий сезон литературного конкурса «Белой вороны». Мы долго думали и обсуждали, но в конце концов решили, что конкурс должен продолжаться — особенно сейчас, когда привычный мир расползается на глазах, когда стресс зашкаливает, а мнения поляризуются. Мы выбрали тему «Мир и мир»: это и внешний мир, и внутренний мир каждого из нас, и мир как отсутствие войны. Прием рукописей до 1 августа 2022 года.

Отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то»

В сложившейся ситуации нам кажется важным говорить с детьми и подростками о войне и разделять их чувства, помогать переживать эмоции. Публикуем отрывок из книги Джудит Керр «Как Бог съел что-то не то». Нам кажется, в нем очень хорошо показано, что чувствуют люди в стрессовой ситуации, как по-разному ведут себя в случае опасности.

Белая ворона или Черная овца?

В «Черной овце» мы делаем горючую смесь из мемуаров Сельмы Лагерлёф, пародийного британского фэнтези Мела Пита, экологического триллера Майи Лунде, писем Туве Янссон и многого другого. В общем, «Черная овца» издает захватывающие, неожиданные и непохожие друг на друга книги.