«Любая книга для меня — повод придумать фантастические пейзажи и персонажей». Интервью со Свеном Нурдквистом

В феврале на русском языке вышла новая книга Свена Нурдквиста «Дорога домой». Это увлекательное путешествие за загадочным мирам, в которых маленький герой встречает множество причудливых персонажей, попадает в забавные ситуации, а за углом его ждут неожиданные сюжетные повороты. Мы поговорили со Свеном Нурдквистом. 

Свен Нурдквист родился в шведском Хельсингборге в 1946 году и всю жизнь рисует. Он работал архитектором, преподавал, занимался графикой, а в 1983 году принял участие в конкурсе иллюстраторов, который проводило издательство Opal. Специально для конкурса он сочинил книгу — сказку «Агатон Эман и алфавит», которая заняла первое место. Так художник стал еще и писателем. А мировую известность ему принесли книги о котенке Финдусе и старике Петсоне.

⁃ Как вам пришла идея этой истории? С чего все началось? Сколько времени ушло на работу?

Все началось с того, что я захотел сделать новую книгу, потому что всегда лучше работать над чем-то, чем сидеть сложа руки. С этого у меня обычно всегда все начинается. Пару месяцев я размышлял и делал наброски, наконец их накопилось столько, что я решил: пожалуй, книга получится. Любая книга для меня — прежде всего повод придумать фантастические пейзажи и персонажей. Самый простой способ изобразить путешествие — через пейзажи, в которых возникают те или иные герои. Я использовал этот прием уже много раз, начиная с самой первой моей книги и вплоть до последней — «Прогулки». «Дорогу домой» я писал и иллюстрировал всю зиму. То есть работа над книгой продолжалась пять-шесть месяцев.

 

⁃ Почему дорога желтая? Это как-то связано с дорогой из желтого кирпича в «Волшебнике страны Оз»? Цвет здесь что-то значит или это просто эстетическое решение? Есть ли в книге отсылки к каким-то другим сказкам?

Дорога желтая, потому что этот цвет хорошо вписывается в природу и вместе с тем не теряется на ее фоне. Красная или синяя дорога слишком бы резала глаз. Нет, желтый цвет ничего такого не значит. Я предполагал, что кто-то непременно увидит здесь аналогию с дорогой из желтого кирпича, что поделаешь. Но никаких отсылок к другим сказкам в книге нет.

 

Маленькие существа, которые живут как бы параллельно сюжету, но заняты собственными делами, есть во многих ваших книгах. Кто они?

Маленькие персонажи – это всего лишь маленькие персонажи, они нужны для того, чтобы на странице что-то происходило, о чем можно пофантазировать. К тому же они напоминают о том, что в природе есть множество живых существ, которых мы подчас не замечаем.

 

— В ваших книгах столько красивых пейзажей. Скажите, за ними стоят какие-то реальные места? Что вас вдохновляет?

Я заметил, что пейзаж на первом развороте первой моей книги, «Именинного пирога», навеян видами французской Юры, мы были там, когда я  над ней работал. Бессознательно я, конечно же, в той или иной степени нахожусь под влиянием всего, что вижу. Часто события в моих книгах разворачиваются  в декорациях старой доброй Швеции, какой она была во времена моего детства или даже раньше. Это прекрасный ландшафт, родной для меня.

 

Похож ли интерьер в доме художницы на вашу мастерскую? Как организовано пространство у вас?

Мастерская художницы похожа на мою:  там много всякого и не то чтобы оно было в особенном порядке. Я не пишу  полотен на мольберте, а работаю за обычным столом, на котором стоят кувшины  с кистями и карандашами, а еще у меня есть другой стол, с компьютером.  Кроме того, я люблю всякие старинные красивые или  странные вещи, хотя не всегда знаю, что это такое и для чего. На стенах  там  полно  картин, детских рисунков, фотографий и моих собственных иллюстраций, а еще есть  разные штуки, которые я смастерил сам, и два комода с моими рисунками. Мне вообще трудно расставаться с вещами, которые  могут когда-нибудь пригодиться, поэтому в мастерской у меня много чего есть, прямо как у Петсона.

 

Беседовала Ксения Коваленко. 

Прогулка

Свен Нурдквист

Прогулка

Корабль Ноя

Салли Альтшулер, Свен Нурдквист

Корабль Ноя

Башня господина Вавилона

Салли Альтшулер, Свен Нурдквист

Башня господина Вавилона

Понятная философия с Петером Экбергом и Свеном Нурдквистом

Петер Экберг, Свен Нурдквист

Понятная философия с Петером Экбергом и Свеном Нурдквистом

Понятная математика с Кристин Даль и Свеном Нурдквистом

Кристин Даль, Свен Нурдквист

Понятная математика с Кристин Даль и Свеном Нурдквистом

Где Петсон?

Свен Нурдквист

Где Петсон?

Бестселлеры
Мама Му и гонщик Кракс

Юя Висландер, Свен Нурдквист

Мама Му и гонщик Кракс

Сага о людях из Бирки

Матс Валь, Бьорн Амбросиани, Свен Нурдквист

Сага о людях из Бирки

Минус и большой мир

Свен Нурдквист

Минус и большой мир

Бестселлеры
Волшебные линзы и хитроумные ящички

Пелле Экерман, Свен Нурдквист

Волшебные линзы и хитроумные ящички

«Васа» выходит в море!

Свен Нурдквист, Матс Валь

«Васа» выходит в море!

Бестселлеры
Жизнь в картинках

Свен Нурдквист

Жизнь в картинках

Где моя сестра?

Свен Нурдквист

Где моя сестра?

Лиза ждёт автобуса

Свен Нурдквист

Лиза ждёт автобуса

В погоне за шляпой

Свен Нурдквист

В погоне за шляпой

Бестселлеры
Мама Му поранилась

Юя Висландер, Свен Нурдквист

Мама Му поранилась

Кракс наводит порядок

Юя и Томас Висландер, Свен Нурдквист

Кракс наводит порядок

Рождественская каша

Свен Нурдквист

Рождественская каша

Бестселлеры
Готовим вместе с Петсоном и Финдусом

Свен Нурдквист

Готовим вместе с Петсоном и Финдусом

Бестселлеры
Поделки Финдуса

Эва-Лена Ларсон и Кеннерт Даниельсон

Поделки Финдуса

Бестселлеры
Мама Му и снегокат

Юя и Томас Висландер, Свен Нурдквист

Мама Му и снегокат

Бестселлеры
Мама Му читает

Юя и Томас Висландер, Свен Нурдквист

Мама Му читает

Рождество Кракса

Юя и Томас Висландер, Свен Нурдквист

Рождество Кракса

Где все?

Барбру Линдгрен, Свен Нурдквист

Где все?

Финдус переезжает

Свен Нурдквист

Финдус переезжает

Бестселлеры
Четыре секрета Финдуса

Свен Нурдквист

Четыре секрета Финдуса

Бестселлеры
История о том как Финдус потерялся, когда был маленький

Свен Нурдквист

История о том как Финдус потерялся, когда был маленький

Бестселлеры
Чужак в огороде

Свен Нурдквист

Чужак в огороде

Бестселлеры
Механический Дед Мороз

Свен Нурдквист

Механический Дед Мороз

Бестселлеры
Петсон идёт в поход

Свен Нурдквист

Петсон идёт в поход

Бестселлеры
Переполох в огороде

Свен Нурдквист

Переполох в огороде

Бестселлеры
Рождество в домике Петсона

Свен Нурдквист

Рождество в домике Петсона

Бестселлеры
Петсон грустит

Свен Нурдквист

Петсон грустит

Бестселлеры
Охота на лис

Свен Нурдквист

Охота на лис

Бестселлеры
Именинный пирог

Свен Нурдквист

Именинный пирог

Бестселлеры

«На краю света»: история актинометриста Николая Копылова

В 2020 году вместе с Музеем истории ГУЛАГа мы выпустили книгу журналиста и детского писателя Сергея Безбородова «На краю света» о зимовке 1933—1934 годов на Земле Франца Иосифа. В 2020 году вместе с Музеем истории ГУЛАГА мы выпустили книгу журналиста и детского писателя Сергея Безбородова «На краю света» о зимовке 1933—1934 годов на Земле Франца Иосифа. Весной 2024 года нам написал Дмитрий Лазарев и сообщил, что среди участников зимовки, описанной у Сергея Безбородова, был его прадедушка — Николай Михайлович Копылов, названный в книге Михаилом Николаевичем Лызловым. Он связал нас с внучкой Николая Копылова Ольгой Львовной, которая рассказала нам о дедушке, о той зимовке и о его дневниках.

Черный мухомор, ручей в лесу и Невидимки. Интервью с писательницей Ольгой Васильковой

В начале 2024 года в «Белой вороне» вышла книга Ольги Васильковой «Сила черного мухомора». Это завораживающая психологическая сказка о вечной борьбе добра и зла, которая причудливым образом совмещает в себе черты кэрролловского абсурда и уютного мира муми-троллей. Мы поговорили с Ольгой о создании непростого мира книги, характерах персонажах и волшебстве.

В большом сердце читателя хватит места для всех

1 декабря на ярмарке non/fictio№ 25 состоялась панельная дискуссия «Таких книг не было в нашем детстве». Это уже вторая дискуссия на эту тему, которую проводит издательство «Белая ворона». Как показывает жизнь, меняются времена, меняются люди, меняются книги, и новые вполне взрослые проблемы все чаще оказываются в фокусе современных книг для детей и подростков. Подобные беседы позволяют хотя бы отчасти увидеть, какие именно процессы происходят в современной российской детской и подростковой литературе.