Черный мухомор, ручей в лесу и Невидимки. Интервью с писательницей Ольгой Васильковой

 

В начале 2024 года в «Белой вороне» вышла книга Ольги Васильковой «Сила черного мухомора». Это завораживающая психологическая сказка о вечной борьбе добра и зла, которая причудливым образом совмещает в себе черты кэрролловского абсурда и уютного мира муми-троллей. Рукопись книги победила IV сезоне Литературного конкурса издательства. Мы поговорили с Ольгой о создании непростого мира книги, характерах персонажах и волшебстве.

— Как появилась Ольга Василькова — писательница?

Думаю, всегда была, просто это было не так заметно, потому что другие дела отнимали много времени.

Мои родители дружили с литературным редактором Чуковского Софьей Красновой. На мой первый день рождения она подарила книгу, где Чуковский написал «Оля, с днем рождения!». Когда я доросла до чтения, я все смотрела на эту надпись и думала, но как же это?! «Лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли» — и вдруг «Оля, с днем рождения!» Ведь этого не может быть?..

Не исключено, что Корней Иванович и лисички наложили заклинание, вот оно и сработало.

— В «Силе черного мухомора» сложный, детализированный фантазийный мир. Как вы его выстраивали? Когда впервые появилась идея? Были ли какие-то этапы работы?

Когда я начала писать «Силу черного мухомора», мир уже отчасти существовал, потому что сначала я написала сказку «Молочный туман». Когда я пишу, мне как будто показывают фильм. Сначала картинка нерезкая; чтобы она прояснилась, нужно вглядываться и ждать. Если мне не понравилось то, что я увидела, могу это стереть в голове и пересмотреть заново. Это кайф и очень интересно, но требует много сил, поэтому я пишу медленно. На «Силу черного мухомора» понадобилось около трех лет.

Меня завораживают разные виды, остаются в памяти картинки: ручей в лесу, дорожка в зарослях тростника, вид на руины, одинокий дуб на склоне холма. В книге таких пейзажей нет, но я думаю, что это порталы в сказку, стоит мне их представить, как герои оживают.

— Все персонажи, хоть и сказочные, но при этом узнаваемы. Они не идеальны, не делятся четко на хороших и плохих. А кто ваш любимый персонаж и почему?

Я люблю всех своих героев, плохих не меньше, чем хороших. Очень люблю Дракона, Тристана и Челесту, люблю Габриолуса и Капитана Порги. У всех моих героев есть прототипы. Иногда я беру чью-то черту, одно свойство, вытягиваю, как ниточку,  — и получается второстепенный персонаж. Очень удобно, живой человек один, а героев выходит два, а то и три, причем совершенно разных. В общем, я пользуюсь тем, что у меня есть семья, друзья и знакомые. Никто себя в героях не узнает, но я-то знаю, кто где спрятан.

— Имена героев можно читать как отдельную историю. Как они придумывались?

Герои появляются почти сразу с именами, не помню, чтобы я их долго придумывала. Скорее, я их услышала. Например, Зверь Углоед. Почему его так зовут? Он срезает углы, а острые обходит. Прокладывает удобные дорожки на газонах.

Фамилия Миртильды — Гринхаос, потому что тема хаоса как источника энергии меня очень волнует, не меньше, чем кипящие на кухне колдуньи котлы. Габриолус Снайтс — это имя-оркестр, в нем есть и кудрявый цветок, и зазубрина внутри, и змеиное шипение. Имя Гофрид Ратонски как будто потеряло пару букв, потому что Гофрид не совсем человек.

— Колдунья Миртильда  — это голос автора?

Миртильда — это скорее голос из прошлого, вековая мудрость, тайная женская сила. Миртильда, пожалуй, моя противоположность, но мне бы, конечно, хотелось иметь немного магии. Да и кому бы не хотелось?

— Продолжая говорить о героях, не могу не спросить про второстепенных, но выделяющихся персонажей — Одержимых и Дублоидов. Кто они? Где мы можем их встретить?

Меня очень интересуют самые разные люди, вот почему в книге появились Одержимые, Дублоиды, Невидимки, Закрытые. Дублоиды — это само двуличие, их можно встретить где угодно. Если кто-то с вами ласково разговаривает, а потом вы узнаете, что о вас за спиной этот человек говорил гадости, вам повезло, вы встретили Дублоида. Дублоиды умеют дружить против кого-то, интриговать, идут служить туда, где такие способности ценят. Одержимых в реальной жизни мы встречаем довольно часто, их видно за версту. Мне очень дороги Невидимки, они проявляются только когда их хвалят. Застенчивых людей вокруг тоже не так мало.

— Книга полна прямых и косвенных отсылок к различным произведениям культуры, литературы, медиа. Назовете несколько таких?

Я рада, что отсылки считываются, но ведь если я их назову, радость узнавания исчезнет?

Габриолус просит у Миртильды спички, те самые, которыми лисички зажгли море. Какие-то отсылки будут понятны, скорее всего, только родителям, например коктейль «Крапивин». Кстати, рецепт крапивного коктейля существует, его придумала по моей просьбе миксолог, автор лавандового рафа Анна Серова.

— Чтения книги похоже на квест. Почти на каждой странице — игра слов, не говоря про имена и цитирования. Есть ли в ней какое-то послание для читателя? Что он получает, пройдя этот квест?

Наверное, любая книга несет в себе какое-то послание для читателя. Мне бы хотелось, чтобы моих героев полюбили. Прощали бы им слабости, переживали бы за них. Они справляются и преодолевают. Значит, справимся и мы.

— В чем сила черного мухомора?

Так это же и есть главный секрет!

 

Беседовала Ольга Пичугина.
Фотографии Юлии Ардаматской, Валентины Луговой.

Рецепт коктейля «Крапивин» от Анны Серовой и Ольги Васильковой

Свежая весенняя крапива — 300 г
Бланшировать в кипящей воде 30 сек, переложить на ледяную баню.

Сок лайма — 20 мл
Цедра лайма — 6 г
Вода холодная — 100 мл
Крапиву, сок, цедру и воду соединить в блендере, взбить в однородное пюре, откинуть на марлю, дать стечь.

Сок хрена — 10 мл
Крапивная вода — 30 мл
Капля меда

«Любая книга для меня — повод придумать фантастические пейзажи и персонажей». Интервью со Свеном Нурдквистом

В феврале на русском языке вышла новая книга Свена Нурдквиста «Дорога домой». Это увлекательное путешествие за загадочным мирам, в которых маленький герой встречает множество причудливых персонажей, попадает в забавные ситуации, а за углом его ждут неожиданные сюжетные повороты. Мы поговорили со Свеном Нурдквистом. 

В большом сердце читателя хватит места для всех

1 декабря на ярмарке non/fictio№ 25 состоялась панельная дискуссия «Таких книг не было в нашем детстве». Это уже вторая дискуссия на эту тему, которую проводит издательство «Белая ворона». Как показывает жизнь, меняются времена, меняются люди, меняются книги, и новые вполне взрослые проблемы все чаще оказываются в фокусе современных книг для детей и подростков. Подобные беседы позволяют хотя бы отчасти увидеть, какие именно процессы происходят в современной российской детской и подростковой литературе.

Таких писателей не было в нашем детстве!

7 апреля на ярмарке non-fictio№-ВЕСНА мы организовали дискуссию «Таких книг не было в нашем детстве. Новые культурные коды детской литературы». Мы позвали детских писателей Зулю Стадник, Людмилу Потапчук, Дмитрия Сиротина, Дениса Сокоротягина, литературного критика и поэтессу Ольгу Лишину обсудить, как эти сложные темы входят в современную российскую детскую литературу и что чувствуют и переживают авторы, когда затрагивают непростые вопросы в своих текстах. Мероприятие получилось очень искренним. Записали и расшифровали для вас самые интересные вопросы и ответы писателей.